Четверг, 25.09.2025, 18:47

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2010 » Март » 18 » Чем живут таджикские мусульмане-исмаилиты
13:30
Чем живут таджикские мусульмане-исмаилиты

Таджикские мусульмане-исмаилиты живут в

Горном Бадахшане. От таджиков-суннитов, проживающих в долинной части
Таджикистана, памирцев отличает язык, религиозное направление, а также обряды и
традиции.

Верующие исмаилиты считают Ага-хана
наследником пророка Мухаммеда.

По одной из версий, секта исмаилитов
откололась от шиитской ветви ислама в VIII-ом веке после того, как Исмаил -
старший сын шестого шиитского имама Джафара ас-Садыка - был лишен права
наследования.

Однако несогласные с этим решением продолжали
считать его седьмым имамом. Они образовали свою секту, где чтят потомков
Исмаила, которых называют Ага-хан.

Святой камень

90-летний Почвари Боваров благодарит Бога,
что дожил до того момента, когда ему посчастливилось увидеть имама исмаилитов.
Для мусульман-исмаилитов каждый имам является живым воплощением пророка.

 

Вознести хвалу Богу и просто помолиться
Почвари приходит к Хамаисангу. Это каменная глыба огромых размеров.

"Надо знать, как вести себя в святом
месте. Нужно поцеловать камень три раза, помолиться, а перед уходом оставить
немного сладостей или денег. Может в них кто-то будет очень нуждаться, возьмет
их себе, а вам "спасибо" скажет", - объясняет Почвари.

По местному поверью, глина, взятая из святого
места, поможет одолеть все неприятности и болезни.

Самобытность

Община исмаилитов в Таджикистане небольшая.
Как поясняет профессор Шодихон Юсуфбеков, памирский исмаилизм - это смесь
ислама с древнейшими арийскими религиями.

"Исмаилизм на Памире сильно отличается
от того исмаилизма, который исповедуют исмаилиты всего мира. В исмаилизме
памирцев много заимствований из арийских религий, которые существовали до
принятия горцами ислама", - говорит профессор Юсуфбеков.

"Спасаясь от гонений, последователи
имама Исмаила добрались до Памира. Жители Бадахшана достаточно лояльно
отнеслись к первым мусульманам-исмаилитам. Так население края приняло
ислам", - добавляет он.

До последнего времени старики прятали в домах
фотографии с изображением своего имама Ага-хана, боясь преследований со стороны
советской власти. Этот страх живет в душе до сих пор, - признается памирский
халифа Асомиддин Мирзомиддинов.

"Мой отец был священнослужителем. По
этой причине у меня всегда возникали проблемы на работе - проверки, обыски,
беседы ... Родственники за свои убеждения в 30-е годы были отправлены в Сибирь.
Мы даже не знаем, где они похоронены", - вспоминает он.

Асомиддин Мирзомиддинов - пир в третьем
поколении. Так на Памире называют особо почитаемых людей, получивших светское и
религиозное образование.

Преследования

Самые известные памирские пиры советских
времен были репрессированы. Некоторые пиры эмигрировали, боясь преследований. И
знания, которые до этого передавались из поколения в поколение, были утеряны.

Сегодня пиров в Бадахшане почти не осталось.
Их заменили халифа - местные священнослужители. Как поясняет профессор Шодихон
Юсуфбеков, именно к ним обращаются жители с самыми разными вопросами.

"Люди помнили своих пиров. Они им
поклонялись. Каким-то образом поддерживали связь. Но давление на пиров,
безусловно было, особенно в 30-е годы прошлого столетия", - рассказывает
Шодихон Юсуфбеков.

Молельные дома

Таджикские исмаилиты не посещают традиционные
мечети. Сунниты и шииты считают их сектантами.

Мечети исмаилитам Памира заменяют молельные
дома - джамоатхона. Анабшо Шоназаров - хранитель одного из таких домов в
высокорной долине Хуф.

"Это очень древний молельный дом. В
советское время он был разрушен. Место долго пустовало, но никто из сельчан не
посмел начать строительство здесь, боясь божьей кары. Этот участок старались
обходить стороной и относились к нему, как к святому месту", - вспоминает
Анабшо.

"После распада Союза я отстроил на этом
месте снова молельный дом, и теперь сюда в любое время может прийти любой
желающий и помолиться" - добавляет он.

В каждом молельном доме - по одной фотографии
нынешнего имама исмаилитов, а также Али, ближайшего сподвижника пророка
Мухаммеда.

Обязательным атрибутом молельного дома
является фитиль. Его возжигают по важным религиозным поводам.

Однако многие памирские кишлаки не имеют
молельных домов, и поэтому в последние годы появилась традиция собираться на
пятничную молитву - джуманамоз - по очереди у сельчан на дому.

Равноправие

На Памире женщины и мужчины обычно молятся
вместе. По словам одного из сельчан, Гульбека, после религиозной части
джуманамоза они сообща решают бытовые проблемы.

"У нас полное равноправие. Мы едины
перед Богом и поэтому нет разделения", - говорит он.

Местный халифа еженедельно посещает
исмаилитский центр. Там его инструктируют по поводу того, какие беседы
необходимо вести с паствой во время общественных молитв, как молиться и что
читать.

По словам Ермахмада, в советские годы
верующим приходилось очень трудно.

"Компартия молиться запрещала. Мы делали
это тайком. Но после перестройки Михаила Горбачева коммунисты читали молитву
вместе с нами", - вспоминает он.

Духовный лидер

До большевистской революции горцы, никогда не
покидавшие родные кишлаки, практически ничего не знали о происходящем в мире.

Представление о том, что находится за родными
горами, они получали из рассказов пиров, которые бывали в Афганистане и Индии.
Туда они ездили, а чаще - шли пешком - на паломничество к имаму исмаилитов
Ага-хану.

Возвращались они с его фотографиями и
фармонами - наставлениями.

Так в доме жительницы кишлака Пиш Гулчехры
Иноятбековой появился старый снимок деда нынешнего имама исмаилитов.

"Если кто-то бывал за границей, то
привозил иностранные журналы. А в них часто писали о нашем имаме и даже
фотокарточки были напечатаны. Мы эти журнали берегли, как святыню. Не дай Бог,
узнали бы в милиции. Мы точно лишились бы работы. Это было бы самым легким
наказанием", - вспоминает Гулчехра.

По мнению, многих жителей таджикского Горного
Бадахшана, Карим Ага-хан спас население горного края от голодной смерти в годы
гражданской войны в Таджикистане в период с 1992 по 1997 годы. Поэтому и по сей
день на Памире чувствуется, что жители с особым почтением относятся к своему
духовному лидеру.


Просмотров: 3440 | Добавил: Shady | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 2
2 Said  
0
БАРАКАТ ВИРИЙЕТ,ДИСГА ЛАПДИ ЦА НИВИШЕТ ЛАП БАШАНД СОД

1 orif  
0
Ё АЛИ МАДАД

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz