 Таджикские мусульмане-исмаилиты живут в
Горном Бадахшане. От таджиков-суннитов, проживающих в долинной части
Таджикистана, памирцев отличает язык, религиозное направление, а также
обряды и традиции. Верующие исмаилиты считают Ага-хана наследником пророка
Мухаммеда. По одной из версий, секта исмаилитов откололась от шиитской
ветви ислама в VIII-ом веке после того, как Исмаил - старший сын
шестого шиитского имама Джафара ас-Садыка - был лишен права
наследования. Однако несогласные с этим решением продолжали считать его
седьмым имамом. Они образовали свою секту, где чтят потомков
Исмаила, которых называют Ага-хан. Святой камень 90-летний
Почвари Боваров благодарит Бога, что дожил до того момента, когда
ему посчастливилось увидеть имама исмаилитов. Для
мусульман-исмаилитов каждый имам является живым воплощением пророка.
Вознести хвалу Богу и просто помолиться
Почвари приходит к Хамаисангу. Это каменная глыба огромых размеров.
"Надо знать, как вести себя в святом
месте. Нужно поцеловать камень три раза, помолиться, а перед уходом
оставить немного сладостей или денег. Может в них кто-то будет
очень нуждаться, возьмет их себе, а вам "спасибо" скажет", -
объясняет Почвари. По местному поверью, глина, взятая из святого места, поможет
одолеть все неприятности и болезни. Самобытность Община
исмаилитов в Таджикистане небольшая. Как поясняет профессор Шодихон
Юсуфбеков, памирский исмаилизм - это смесь ислама с древнейшими
арийскими религиями. "Исмаилизм на Памире сильно отличается от того исмаилизма,
который исповедуют исмаилиты всего мира. В исмаилизме памирцев
много заимствований из арийских религий, которые существовали до
принятия горцами ислама", - говорит профессор Юсуфбеков.
"Спасаясь от гонений, последователи имама
Исмаила добрались до Памира. Жители Бадахшана достаточно лояльно
отнеслись к первым мусульманам-исмаилитам. Так население края приняло
ислам", - добавляет он. До последнего времени старики прятали в домах фотографии с
изображением своего имама Ага-хана, боясь преследований со стороны
советской власти. Этот страх живет в душе до сих пор, - признается
памирский халифа Асомиддин Мирзомиддинов.
"Мой отец был священнослужителем. По этой
причине у меня всегда возникали проблемы на работе - проверки, обыски,
беседы ... Родственники за свои убеждения в 30-е годы были отправлены в
Сибирь. Мы даже не знаем, где они похоронены", - вспоминает он.
Асомиддин Мирзомиддинов - пир в третьем
поколении. Так на Памире называют особо почитаемых людей, получивших
светское и религиозное образование.
Преследования Самые
известные памирские пиры советских времен были репрессированы.
Некоторые пиры эмигрировали, боясь преследований. И знания, которые
до этого передавались из поколения в поколение, были утеряны.
Сегодня пиров в Бадахшане почти не осталось.
Их заменили халифа - местные священнослужители. Как поясняет профессор
Шодихон Юсуфбеков, именно к ним обращаются жители с самыми разными
вопросами. "Люди помнили своих пиров. Они им поклонялись. Каким-то
образом поддерживали связь. Но давление на пиров, безусловно было,
особенно в 30-е годы прошлого столетия", - рассказывает Шодихон
Юсуфбеков. Молельные дома Таджикские исмаилиты не посещают традиционные мечети.
Сунниты и шииты считают их сектантами.
Мечети исмаилитам Памира заменяют молельные
дома - джамоатхона. Анабшо Шоназаров - хранитель одного из таких домов в
высокорной долине Хуф. "Это очень древний молельный дом. В советское время он был
разрушен. Место долго пустовало, но никто из сельчан не посмел
начать строительство здесь, боясь божьей кары. Этот участок старались
обходить стороной и относились к нему, как к святому месту", -
вспоминает Анабшо. "После распада Союза я отстроил на этом месте снова
молельный дом, и теперь сюда в любое время может прийти любой
желающий и помолиться" - добавляет он.
В каждом молельном доме - по одной фотографии
нынешнего имама исмаилитов, а также Али, ближайшего сподвижника пророка
Мухаммеда. Обязательным атрибутом молельного дома является фитиль. Его
возжигают по важным религиозным поводам.
Однако многие памирские кишлаки не имеют
молельных домов, и поэтому в последние годы появилась традиция
собираться на пятничную молитву - джуманамоз - по очереди у сельчан
на дому. Равноправие На Памире женщины и мужчины обычно молятся вместе. По словам
одного из сельчан, Гульбека, после религиозной части джуманамоза
они сообща решают бытовые проблемы. "У нас полное равноправие. Мы едины перед Богом и поэтому
нет разделения", - говорит он. Местный халифа еженедельно посещает исмаилитский центр. Там
его инструктируют по поводу того, какие беседы необходимо вести с
паствой во время общественных молитв, как молиться и что читать.
По словам Ермахмада, в советские годы
верующим приходилось очень трудно. "Компартия молиться запрещала. Мы делали это тайком. Но
после перестройки Михаила Горбачева коммунисты читали молитву
вместе с нами", - вспоминает он. Духовный лидер
До большевистской революции горцы, никогда не
покидавшие родные кишлаки, практически ничего не знали о происходящем в
мире. Представление
о том, что находится за родными горами, они получали из рассказов
пиров, которые бывали в Афганистане и Индии. Туда они ездили, а
чаще - шли пешком - на паломничество к имаму исмаилитов Ага-хану.
Возвращались они с его фотографиями и
фармонами - наставлениями. Так в доме жительницы кишлака Пиш Гулчехры Иноятбековой
появился старый снимок деда нынешнего имама исмаилитов.
"Если кто-то бывал за границей, то
привозил иностранные журналы. А в них часто писали о нашем имаме и даже
фотокарточки были напечатаны. Мы эти журнали берегли, как святыню. Не
дай Бог, узнали бы в милиции. Мы точно лишились бы работы. Это было
бы самым легким наказанием", - вспоминает Гулчехра.
По мнению, многих жителей таджикского Горного
Бадахшана, Карим Ага-хан спас население горного края от голодной смерти
в годы гражданской войны в Таджикистане в период с 1992 по 1997
годы. Поэтому и по сей день на Памире чувствуется, что жители с
особым почтением относятся к своему духовному лидеру.
|